После установки пылевого фильтра на свой комп волей-неволей пришлось задуматься над вопросом как улучшить охлаждение компьютера. Хоть фильтр и хорошо продувается, но лучше все-таки помочь ему. Самый элементарный ответ на поставленный вопрос — дополнительная установка вентиляторов в компьютер. После их установки охлаждение конечно улучшается, но увеличивается шум и сам собой возникает следующий вопрос — как сделать компьютер тише , а вернее его вентиляторы. Кстати лучше применять вентили как можно большего диаметра, в моем случае это 120-мм , т.к. чем больше диаметр тем больше воздушный поток при меньших оборотах.
Как известно шум вентилятора можно разделить на две составляющих — механическую (шум в подшипниках, вибрации из-за биения крыльчатки) и аэродинамический (шум воздуха в лопастях). Обе составляющих находятся в прямой зависимости от частоты оборотов (скорости) крыльчатки, поэтому не стоит ставить вентили с большой скоростью вращения, но об этом в следующей заметке. А в этой заметке хочу рассказать о способе уменьшения механической составляющей корпусных вентиляторов. Суть способа состоит в развязке вентиля и корпуса путем замены жесткого крепления на антивибрационное крепление вентилятора, в котором будут гаситься все вибрации (биения) крыльчатки. Ведь сама по себе механическая составляющая шума становится слышной только после установки в корпус, который становится своеобразным резонатором, т.е. преобразователем механических колебаний (вибрации) в звуковые волны (шум). Попробуйте взять работающий кулер в руки — вы врят ли что либо услышите кроме звука проходящего через него воздуха ( если конечно кулер новый и у него хорошо смазан подшипник). А теперь поставьте его на жесткую поверхность, например на стол. Почувствовали разницу? Обычно разница довольно ощутима, если ее нет (чего я не встречал) то Вам повезло — Вы приобрели идеально сбалансированный вентиль с бесшумными подшипниками. Кстати о подшипниках (из личного опыта) бесшумнее гидродинамические подшипники, т.к. содержат меньше подвижных частей в отличии от шарикоподшипников, но последние как правило долговечнее (при своевременной смазке и защите от пыли).
Для уменьшения передачи вибраций на корпус в продаже есть специальные силиконовые демпфирующие прокладки или антивибрационные гвозди, вот такие:
Обычно для этого используют резиновые или силиконовые гвозди. Но в моем городе они встречаются редко и пришлось изобретать свою конструкцию антивибрационного крепления вентилятора. Для этого понадобился шнур-резинка (благополучно извлечен из спортивной кофты) и кусок пенорезины или поролона (что доступнее):
Далее все очень просто. В пенорезине вырезаем отверстие, предварительно обведя его по нашему вентилю:
Полученную демпфирующую прокладку приклеиваем к корпусу, хотя можно обойтись и без клея, но мне удобнее было приклеить:
Из шнура-резинки делаем нехитрые крепления нашего вентиля:
И крепим всю конструкцию к корпусу. В итоге получается вот что:
В целом получилось неплохо если не принимать во внимание внешний вид , но кому он нужен внутри корпуса :-). Шум снизился и стал чуть ниже чем с магазинными антивибрационными гвоздями, хотя незначительно. А освободившиеся гвозди поставил на вентиль блока питания.
P.S. Если Вам понравилась заметка и Вы считаете ее полезной, то можете поделиться с друзьями в соц сетях нажав на кнопки ниже. Или выскажете свое мнение в комментариях.